Грозит ли нашей стране эпоха одиночества?
«Теперь, когда рынок наживается на покупательской способности одиноких, вступить в брак – радикальный выбор», – пишет британская The Guardian.
Вот краткое содержание статьи.
Нам нравится думать, что в условиях свободного рынка мы свободны; что мы – выше рекламы и социального манипулирования. Но в обществе наблюдается новая тенденция – возвышение одинокого человека как эталонного потребителя. Парадокс: то, что раньше считалось радикальным – оставаться без пары, теперь может стать реакционным. Длительные отношения, как и «пожизненная работа», быстро превращаются в ненадежные и временные отношения без обязательств. Двум людям, работающим на себя, без перспектив стабильности, сложно строить свое будущее вместе. Капитализм хочет, чтобы мы были одинокими.
С 60-х годов одиночество считалось радикальным выбором, формой бунта против буржуазного капиталистического конформизма.
Сегодня есть экономический смысл в том, чтобы убедить народ жить в одиночестве. Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из 4-х человек. Об этом говорится в исследовании, проведенном учеными Мичиганского университета. Теперь в США число одиноких людей от 25-ти до 34-х лет, никогда не вступавших в брак, опережает число состоящих в браке на 46%. Развод представляет собой растущий рынок: одна распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать два автомобиля, две стиральные машины, два телевизора. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены.
Капитализм погружается в стагнацию, и корпорации осознали, что теперь есть два новых русла роста: во-первых, на развивающемся рынке одиночек и во-вторых – в потворствовании разводам и концепции индивидуалистской свободы. Это заметно в переменах в рекламе: целевой аудиторией для таких разных продуктов, как бургеры и отпуск, становятся одинокие, в особенности – одинокие женщины. Новая реклама Honda и Citibank противопоставляет совместной жизни процесс самопознания в одиночестве и отсрочку создания отношений.
Новый путь – это когда ни одна из сторон не стремится к долгосрочным обязательствам. В США объявления на сайтах демонстрируют подсознательную связь между одноразовым потреблением и предложением себя: «Купите мне икеевский диван и переспите на нем со мной, $100».
В период перенасыщения рынка, когда мы уже потребили всё, что могли, нас призывают стать товаром на рынке, потребляя других. «Будь радикальным, заведи семью, требуй обязательств от партнера и работодателя. Скажи “нет” очарованию рынка одноразовых одиночек», – предлагает The Guardian.
А как у нас?
Корреспондент «РГ» попыталась выяснить, грозит ли эпоха одиночества нашей стране? В роли эксперта выступает Анна Голова, зам завкафедрой «Рекламные технологии и менеджмент» Московского гуманитарного университета.
По данным Росстата, ежегодно в России спешат стать семьей более миллиона женихов и невест. Качество этих союзов иногда, правда, оставляет желать лучшего. Но сейчас это не важно. В приоритете у россиян всё-таки семейные отношения. Где аналитики обнаружили тенденцию к одиночеству?
– Ты рекламу смотришь? – возмущается приятельница. – Там же сплошные одинокие тетки! Счастливые женщины неглиже поедают шоколад, типа им ничего больше не надо, а мужики беззаботно дуют пиво или кофе.
Рекламный ролик Nescafe британского режиссера Гая Ричи, где знаменитый актер Джордж Клуни «беззаботно дует кофе», наш эксперт Анна Голова приводит в пример как образец продвижения полной независимости и счастливого одиночества. Являясь в кофейню, Клуни вынужден сделать нелегкий выбор между божественной красоткой и кофе. Красотке, впрочем, тоже не до Клуни. Она легко меняет мужчину-кинозвезду на напиток.
– Обратите внимание на то, как выстроены отношения, – советует Голова. – Ему не нужна женщина, женщине он тоже не нужен, хотя у них есть возможность познакомиться. Им всем нужен кофе. Таких моделей полной независимости в рекламе очень много. А реклама – это сильный инструмент воздействия. Она занимает большое пространство городов и эфирного времени, и этим опасна. Она показывает: это делай, а это – нет, дает социальные образцы, готовые модели. Они эмоционально привлекательны, как в кофейном ролике с Клуни, потому внедряются в подсознание, отдает себе отчет зритель-потребитель в этом или нет.
При этом, по словам Анны, медленно и верно разрушается общественная оценка различных явлений, нормой становится то, что раньше осуждалось обществом.
– Например, слово «эгоист» – теперь символ лидерства и независимости, – говорит она. – Потому так много товарных марок с этим словом: парфюмерия, мужская одежда, журнал, магазин. Эта тенденция идет в регионы и не зависит от образования. В наукограде Дубне, где работают ученые-интеллектуалы, есть торговый центр «Эгоист». Меняются ценностные ориентации. Мощнейшим инструментом корректировки поведения стал кинематограф. Давайте посмотрим, какие ценности декларировались в фильмах еще 20 лет назад: коллективизм, трудолюбие, подвиг во имя общего дела. Противопоставление себя обществу, индивидуализм, «нарциссизм» осуждались. Сейчас на экране много подвигов одиночек, индивидуализм тождественен самодостаточности и силе, активная жизнь проявляется не в творчестве и служении обществу, а в развлечениях. Такая хитрая подмена понятий. Семейные отношения превращаются в гротескные, где смешиваются роли мужчин и женщин. Сериалы «Воронины», «Счастливы вместе» очень показательны. Даже милый сериал «Папины дочки» показывает доминант женщин в семье, нарушения возрастной иерархии, и самая разумная младшая Пуговка диктует отцу какие-то решения. Мы вроде стремимся к свободе от социума, от социальной среды, а на самом деле – от любых глубоких отношений и связей (дружеских и семейных), но попадаем в полную зависимость от коммерческой среды с ее благами: товарами, услугами и надеждами. И становимся более управляемыми.
– Но какая связь между рынком и веселой самоиронией Клуни?
– Одиночки рынку намного интереснее, чем семейные, – говорит Анна. – Они не задумываются о завтрашнем дне, им не надо копить деньги на будущее детей, поэтому у них нет «отложенного спроса», они легче расстаются с деньгами и легко берут кредиты.
Одним из стимуляторов современного активного потребления Анна Голова считает дружелюбные социальные сети.
– В соцсетях информация о среде всегда лучше, чем на самом деле, – поясняет она. – Ваши друзья выкладывают там свои самые яркие впечатления, плюс они отлайканы (лайки, к тому же, можно накрутить). Они одобрены, и за счет этого вам будет казаться, что другие живут интереснее, чем вы. Значит, вам тоже надо жить ярко. Это не прямое предложение – пойди и купи. Но это стимулирует тебя к активной потребительской позиции.
Полюбившиеся горожанам завтраки в кафе тоже считаются одним из симптомов надвигающейся эпохи одиночек. По мнению Анны, основными потребителями рынка ресторанных услуг (особенно завтраков и ланчей) стали одиночки.
– Это люди в возрасте примерно 35-ти лет, которые позволяют себе комфортно, без дополнительных усилий и проблем, провести завтрак, – говорит она. – Многообразие различных предложений для холостых говорит о том, что этот рынок будет успешно развиваться. Сегодня появляется всё больше вещей, которые замещают отношения в семье, компенсируют их. Смотрите, как быстро пришли к нам завтраки – за каких-то шесть лет. Первым начал «Макдоналдс», до этого все кафе работали у нас с 12.00 или с 10.00. А это значит, что традиционная встреча семьи за завтраком сегодня уходит в прошлое. Что бы там о них ни говорили, сколько бы ни рисовали карикатур на папу за газетой, но это была встреча семьи за столом, осколок традиционных отношений.
Как выяснилось, некоторым семья и в самом деле оказалась не нужна. Ее с успехом заменяют «мужья на час» и суперсовременные бытовые приборы, облегчающие жизнь в одиночестве.
– Коммерческие предложения «муж на час» существенно облегчают жизнь женщины, – соглашается наш эксперт. – Такой «муж» придет, всё сделает, и ему не надо улыбаться и готовить ужин. Сейчас нам нужно ответить на вопрос: ради чего нужна семья? Если нужен просто эмоциональный комфорт, не обремененный сложными отношениями, – то достаточно встретиться и разбежаться. Устроить по купону на два дня дорогой уикенд на двоих. Ты один, ты можешь себе это позволить и потом целую неделю ходить под впечатлением. Не нужно нести постоянный труд совместного быта, сдерживать свои импульсы и терпеть плохое настроение или недомогание партнера. Мы ждем праздника, и коммерческая среда устраивает нам этот праздник.
– Допустим, но как на семейную жизнь влияют все эти манящие своей необходимостью бытовые приспособления, так облегчающие жизнь?
– В результате этого облегчения нарушаются связи между членами семьи, – считает Анна. – Можно прочитать на ночь ребенку книжку, а можно поставить аудиокнигу, но это уже будет не личное общение. Можно проявить внимательность через СМС или «ВКонтакте», но это очень краткие месседжи. Все эти «вау», хай-технологии – выхолощенные, тезисные, такие позитивненькие. Мир у них немножко другой. Ты не всегда вливаешься в этот позитивный контекст со своими проблемами. А где «нести немощи»? В семье.
– Есть надежда, что тотальное одиночество коснется только продвинутой заграницы?
– По культурным трендам мы лет на пять отстаем от Америки, – «успокаивает» Анна. – Какие-то вещи перенимаем слишком быстро, а какие-то – с опозданием. Например, пока мы каким-то образом не запустили «Лав-парад». А это парад потребительской культуры. Он очень интересен городам, потому что в этот момент происходит всплеск покупательской активности.
– Наш покупатель, может, и рад бы проявить активность, да у него денег не хватает.
– А это неважно, образцы «красивой жизни» приходят во все уголки нашей страны: почти стопроцентное покрытие спутниковым телевещанием, – парирует эксперт. – Достоевский в свое время сказал, что «русский человек без Бога – дрянь». Сейчас мы наблюдаем страстную жажду развлечений, удовольствий, комфорта. Комфорта не творческого, активного, созидающего, который требует усилия над собой, а комфорта неделания. И вот эта деструктивная сторона развивается вне зависимости от того, имеешь ты достаток или нет. С такими установками создать семью невозможно.
И тем не менее, несмотря на неутешительные выводы и прогнозы исследователей, социологи ВЦИОМ утверждают: у большинства россиян (93%) среди главных жизненных ценностей еще пока значится создание счастливой семьи и воспитание хороших детей.
Татьяна Владыкина